SFU Logo
  • Все новости
  • Объявления
  • Медиакит
  • Анонсы
  • Наши медиа
  • Фото
  • Для СМИ
  • Прислать новость
  • Реклама
  • Медиа
SFU Logo
SFU Logo
Сведения о вузе
SFU Logo
Сведения о вузе
ГлавнаяМедиаВсе новостиВ СФУ обсудили, как научить зрителя смотреть документальное кино

В СФУ обсудили, как научить зрителя смотреть документальное кино

3 декабря 2025 г. | форумы, съезды, фестивали

2 декабря 2025 года в актовом зале Института нефти и газа СФУ состоялась ключевая дискуссионная панель в рамках Международного кинофестиваля SiberiaDOC 2025. Тема обсуждения — «Прокат документального кино. Как научить зрителя смотреть док?» — собрала на одной площадке ведущих экспертов из Красноярска, Перми и Казахстана. Модератором выступил руководитель фестиваля, продюсер Николай Бем.

Дискуссия, прошедшая в открытом формате со студенческой аудиторией, была посвящена поиску практических ответов на один из главных вызовов для документалистики: как преодолеть барьер между фильмом и потенциальным зрителем в эпоху цифрового потребления.

Диагноз: перепроизводство фильмов и дефицит внимания

Открывая панель, модератор Николай Бем обозначил парадокс современной индустрии: при значительном росте государственного финансирования и увеличении количества снимаемых фильмов зрительское восприятие документального кино часто остается стереотипным. Кино рискует превратиться в инструмент освоения бюджета, а не в способ честного разговора с аудиторией.

Василий Нелюбин, директор Института киноиндустрии СФУ, дополнил этот тезис, отметив, что власть традиционно рассматривает кино как «воспитательный инструмент», финансируя в первую очередь понятные и социально одобренные темы. Однако, по его мнению, даже в этих рамках можно и нужно создавать качественное кино, способное увлечь зрителя.

Рецепт №1: Воспитывать зрителя с детства через коллективный опыт

Участники дискуссии сошлись во мнении, что главный путь к зрителю лежит через системное воспитание аудитории, которое должно начинаться со школьной скамьи.

  1. Ольга Аверкиева поделилась успешным опытом Пермского края, где работает сеть социальных кинозалов на базе домов культуры и библиотек. По её словам, ключ к успеху — в регулярности и ритуале: «Зрителя надо учить. Сначала через 10 минут просмотра становится "больно", потом 15, потом 30. В какой-то момент происходит понимание, и люди уже не могут смотреть "вымышленное"».
  2. Лариса Антропова рассказала о красноярском проекте «Медиаобразование» — киноуроках для школьников и работе документального киноклуба. Она подчеркнула магию совместного просмотра и обсуждения с автором, которые кардинально меняют восприятие фильма и мотивируют приходить снова. «Документальное кино — это прививка на всю жизнь», — заключила она.

Рецепт №2: Искать новые форматы и честно говорить с аудиторией

Обсуждая маркетинг, участники разделили документальное кино на два потока. Константин Нафиков отметил, что зрелищные фильмы о природе, истории или науке находят свою массовую аудиторию. Проблема же авторского кино, по его мнению, глубже и связана с общим нежеланием зрителя смотреть сложные драмы, требующие эмоциональной вовлеченности.

В качестве инструментов для привлечения внимания к актуальному кино были названы:

  1. Платформенный прокат, который, однако, диктует жесткие условия — удержать внимание зрителя нужно в первые 20-30 секунд.
  2. Impact-кино — документалистика, изначально нацеленная на решение конкретной социальной проблемы и сопровождающаяся активной кампанией. Азат Хакимов привел в пример казахстанский фильм «Мы здесь живем», который создавался с целью не только показать последствия ядерных испытаний, но и запустить информационную кампанию в пострадавших регионах.

Международный взгляд и итоги

Азат Хакимов поделился опытом Казахстана и Центральной Азии, где молодые режиссеры часто выбирают прямой путь к аудитории через онлайн-платформы, собирая миллионы просмотров в обход фестивальной системы. Он также затронул важный этический вопрос о границе между художественным вымыслом и реальностью в документалистике, отметив, что «каждый автор для себя определяет эту переступаемую грань».

Подводя итоги, модератор Николай Бем поблагодарил спикеров и студентов за открытый диалог. За самые интересные вопросы двум студентам были вручены призы от фестиваля — фирменные футболки и пригласительные на двоих на любой сеанс.

Панель показала, что универсального ответа на вопрос «как научить?» не существует, но ясен вектор: работа должна вестись системно — от школьных киноклубов и социальных кинозалов до поиска нового языка и честности в диалоге со зрителем всех возрастов.

АбитуриентуШкольникуСтудентуАспирантуСотрудникуПартнёруПрессе
АбитуриентуШкольникуСтудентуАспирантуСотрудникуПартнёруПрессе
  • Общая информация
  • Структура
  • Все документы
  • Партнёры
  • Закупки
  • Карьера в СФУ
  • Позиции СФУ в рейтингах
  • СФУ в федеральных проектах
  • Символика
  • Кампус
  • Общественная приёмная
  • Политика конфиденциальности
  • Все сайты СФУ
  • Выпускники
  • Общая информация
  • Бакалавриат, специалитет
  • Экскурсии по СФУ
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • Докторантура
  • Полезные материалы
  • Контакты
  • Иностранным абитуриентам
  • Общая информация
  • Расписание
  • Образовательные программы
  • Графики учебного процесса
  • Платное обучение
  • Электронное обучение СФУ
  • Возможности для студентов
  • Дополнительное образование
  • Документирование учебной деятельности
  • Онлайн-формы
  • Общая информация
  • Сотруднику
  • Исследования
  • Трансфер технологий
  • Инфраструктура
  • Аспирантура
  • Докторантура
  • Научная аттестация
  • Научные журналы СФУ
  • Общая информация
  • Структурные подразделения
  • Мероприятия
  • Студенческие организации и объединения
  • Коворкинги
  • Спорт
  • Общая информация
  • Международное сотрудничество
  • Для выезда за рубеж
  • Для иностранных граждан
  • Документы
  • Общая информация
  • Все новости
  • Объявления
  • Медиакит
  • Анонсы
  • Наши медиа
  • Фото
  • Для СМИ
  • Прислать новость
  • Реклама
Сведения об образовательной организацииПротиводействие коррупцииБанковские реквизитыАрхив

© Сибирский федеральный университет, 2006-2025

Сделано