3 декабря 2025 г. | форумы, съезды, фестивали
Дискуссия, прошедшая в открытом формате со студенческой аудиторией, была посвящена поиску практических ответов на один из главных вызовов для документалистики: как преодолеть барьер между фильмом и потенциальным зрителем в эпоху цифрового потребления.
Диагноз: перепроизводство фильмов и дефицит внимания
Открывая панель, модератор Николай Бем обозначил парадокс современной индустрии: при значительном росте государственного финансирования и увеличении количества снимаемых фильмов зрительское восприятие документального кино часто остается стереотипным. Кино рискует превратиться в инструмент освоения бюджета, а не в способ честного разговора с аудиторией.
Василий Нелюбин, директор Института киноиндустрии СФУ, дополнил этот тезис, отметив, что власть традиционно рассматривает кино как «воспитательный инструмент», финансируя в первую очередь понятные и социально одобренные темы. Однако, по его мнению, даже в этих рамках можно и нужно создавать качественное кино, способное увлечь зрителя.
Рецепт №1: Воспитывать зрителя с детства через коллективный опыт
Участники дискуссии сошлись во мнении, что главный путь к зрителю лежит через системное воспитание аудитории, которое должно начинаться со школьной скамьи.
Рецепт №2: Искать новые форматы и честно говорить с аудиторией
Обсуждая маркетинг, участники разделили документальное кино на два потока. Константин Нафиков отметил, что зрелищные фильмы о природе, истории или науке находят свою массовую аудиторию. Проблема же авторского кино, по его мнению, глубже и связана с общим нежеланием зрителя смотреть сложные драмы, требующие эмоциональной вовлеченности.
В качестве инструментов для привлечения внимания к актуальному кино были названы:
Международный взгляд и итоги
Азат Хакимов поделился опытом Казахстана и Центральной Азии, где молодые режиссеры часто выбирают прямой путь к аудитории через онлайн-платформы, собирая миллионы просмотров в обход фестивальной системы. Он также затронул важный этический вопрос о границе между художественным вымыслом и реальностью в документалистике, отметив, что «каждый автор для себя определяет эту переступаемую грань».
Подводя итоги, модератор Николай Бем поблагодарил спикеров и студентов за открытый диалог. За самые интересные вопросы двум студентам были вручены призы от фестиваля — фирменные футболки и пригласительные на двоих на любой сеанс.
Панель показала, что универсального ответа на вопрос «как научить?» не существует, но ясен вектор: работа должна вестись системно — от школьных киноклубов и социальных кинозалов до поиска нового языка и честности в диалоге со зрителем всех возрастов.



