10 ноября 2025 г. | наука
Согласно статистике, порядка 3.5 миллиона человек в год на территории Российской Федерации нуждаются в реабилитации после ранений и травм, включая черепно-мозговые, а также из-за неврологических нарушений, вызванных заболеваниями. Традиционные методы реабилитации таких состояний основаны на лечебной физкультуре (комплекс ЛФК), требуют контроля со стороны медицинского персонала и посещения медицинских учреждений.
По словам разработчиков, предложенная альтернатива увлекательная и мотивирующая благодаря играм-тренажёрам, погружаясь в которые пациент отвлекается от болевого синдрома и не опасается получить болезненный сигнал из-за напряжения мышц и связок при выполнении упражнения, восстанавливая в процессе игры тонкую моторику кистей рук.
«Мы использовали методику геймификации — весь процесс реабилитации проходит буквально в игровом формате. Комплекс SensoRehab состоит из двух перчаток и приложения, в котором есть 24 игры-тренажера для упражнений, заточенных под разные состояния пациента. Пациент, выполняя упражнения, получает разнообразный отклик от системы: видит игру-тренажёр и как в ответ на его действие в игре что-то происходит, слышит звуковые сигналы и получает тактильную стимуляцию (датчики в перчатках вибрируют, когда пациент выполнил упражнение)», — рассказал Кирилл Севостьянов.
Исследователь отметил, что сочетание этих методик даёт возможность реабилитировать головной мозг, способствуя восстановлению когнитивных функций — в процессе осваивания игр-тренажёров у пациента восстанавливаются прежние и образуются новые нейронные связи, что важно, в частности, при восстановлении после инсульта.
Разработка будет представлена на V Конгрессе молодых учёных в рамках Десятилетия науки и технологий в России 26–28 ноября 2025 г.