15 мая 2025 г. | практика
Учёные Института архитектуры и дизайна СФУ изучили творческое наследие знаменитого красноярского архитектора Леонида Чернышёва. Руководитель направления архитектурной реставрации, заведующий кафедрой архитектурного проектирования СФУ Александр Слабуха отметил, что все дошедшие до нас творения мастера обладают яркой региональной спецификой. Это особенно важно в современной ситуации всеобщей унификации и обезличивания архитектуры в мировой практике.
«Архитектура — наука открытая. И наш университет, выпускающий профессиональных архитекторов, проектировщиков, дизайнеров, тоже открыт тенденциям современной жизни, влиянию мировых художественных школ. Однако педагог, воспитывающий студентов, должен дать им понимание уникальности архитектуры. А уникальность рождается благодаря определённой местности, в контексте природы, видов, особого лика земли, на которой возводятся конкретные здания. Мы изучили, какие "компоненты" легли в основу творчества Леонида Чернышёва и сделали даже его знаменитый "египетский храм" истинно сибирским творением», — рассказал Александр Слабуха.
По словам учёного, навеянный древнеегипетским зодчеством облик музея несёт, тем не менее, «сибирский культурный код». Это и архитектурная доминанта на берегу большой полноводной реки (как и в Египте культовые здания возводились близ главной водной артерии — Нила). И место встречи Запада с Востоком — само местоположение Красноярского края срединное, между культурными течениями западной части России и восточными её областями.
«Красноярск, входивший тогда в состав Енисейской губернии, не был заброшенным уездным городком. Чернышёв привнёс в него самые современные веяния — речь идёт о великих археологических открытиях начала XX века. Мир был без ума от найденных в Египте храмов и гробниц, обнаруженных там ярких красок и экзотических форм — всё это вошло в художественный стиль модерн. И Леонид Чернышёв очень смело и новаторски взял в качестве прообразов заупокойный храм царицы Хатшепсут и храм Хонсу в Карнаке и бросил вызов консервативному обществу, соорудив свой «храм» на берегу холодного и сурового Енисея. И проект этот был поистине столичного уровня — на волне актуального тогда во всех европейских столицах стиля, и выполнен он при этом с высочайшим мастерством», — отметил Александр Слабуха.
Помимо краеведческого музея учёные исследовали сохранившиеся здания Купеческого Собрания, особняк нотариуса Ицына, собственный дом Чернышёва на ул. Марковского, Дом Телегина и др.
На сегодняшний день в планы красноярских архитекторов входит атрибутирование и внесение в реестр малоизвестных памятников, простроенных по проектам Леонида Чернышёва. В том числе, внимание уделяется комплексу павильонов на озере Шира (Республика Хакасия), где в конце XIX — начале XX вв. был оздоровительный курорт.
«В начале ХХ века курорт на озере Шира был практически единственным местом для лечения и отдыха жителей Красноярского и Минусинского округов Енисейской губернии. С 1907 г. на курорте Шира по проектам Чернышёва были построены из камня ванный корпус, приёмный покой и больница для заразных больных. Также появился зал для проведения мероприятий, постоянный водопровод, купальни и другие объекты инфраструктуры. Они были построены на средства горного департамента», — уточнил Александр Слабуха.