1 ноября 2025 г. | наука
Сравнив почвы, взятые с участков ненарушенных природных ландшафтов и с территории, прилегающей к Норильскому промышленному району, исследователи оценили актуальную ситуацию, а также разработали численную модель, которая позволит предсказать скорость деградации или восстановления почв, теплообмена в них, состояния характерной растительности и других ключевых параметров.
«Важно не только констатировать текущее состояние нарушенных хозяйственной деятельностью человека почв Арктической зоны, но и сопоставить наблюдаемые изменения в динамике. Это поможет установить закономерности в изменении характеристик почв, их теплофизических свойств, уточнить, как происходит так называемое растепление криолитозоны. Нужно дифференцировать, как влияют на почвы естественные изменения климата, какую роль в происходящем играют антропогенные факторы, и где находится точка невозврата, после которой почвы уже не смогут восстановиться самостоятельно», — объяснил доцент кафедры экологии и природопользования СФУ, старший научный сотрудник Института леса СО РАН Евгений Пономарёв.
По словам учёного, имея данные о температурном режиме, влажности почв, состоянии сезонно-талого слоя можно с высокой точностью проследить изменения в состоянии экосистем, в частности, спрогнозировать, что происходит с растительным покровом арктической тундры, восстанавливающимся после техногенных вмешательств (деятельности промышленного кластера, разливов топлива).
Так, например, после изучения порядка 60 почвенных разрезов с 12 участков были обнаружены положительные изменения в состоянии почвенного покрова нарушенных ландшафтов в сравнении с началом 2000-х гг. Травянистые ландшафты на сегодняшнем этапе восстановления показывают наибольший прогресс, в то время как кустарнички и древостой демонстрируют сравнительно медленные темпы восстановления, что в целом характерно для более долгоживущих древесных растений.
«Результаты работы важны не только с научной точки зрения, они помогут на практике. Конечная цель —разработать рекомендации по рациональному природопользованию и сохранению арктических экосистем для экологических служб и природоохранных организаций, для реализации проектов по снижению антропогенного воздействия на хрупкую природу Российского Севера. Рассчитываем, что эти рекомендации будут востребованы у крупных промышленных предприятий, ведущих сейчас разработку полезных ископаемых на Таймыре», — продолжил Евгений Пономарёв.
Исследование поддержано Российским научным фондом (грант № 23-14-20007) и Красноярским краевым фондом науки.
Первыми рассказали: ТАСС




